Информационные материалы

Тонкости египетского календаря

Солнечный календарь египтянами начал применяться с начала эпохи династии Гиксосов (1700 - 1500 до н.э.).

В основном египетская жизнь была основана на земледелии и была привязана к сезонным циклам в нижнем течении Нила. Цикл делился на 3-и периода: наводнения, русла, обмеления.

Египтяне заметили, что восход звезды Сириус обязательно несколькими днями предшествует ежегодный разлив Нила. (Гелиакический восход – представляет собой самый первый восход звезды, который виден в предрассветный момент, после того, как произойдет ее схождение с солнцем. Он определяет длину сидерического года.). Жители Египта считали, что разлив Нила вызывается появлением на небе Сириуса.

Интересно отметить, что сам Сириус представляет собой тройную и самую яркую звезду неба. Сириус, в Древнем Египте, имел 2-а названия: Анубис ("Звезда Пса") и Сотис ("Блистательная" или "Лучезарная"). Первое после перешло к древним римлянам. Сириус они называли "Canicula" или " Stella canicula". В те августовские дни, когда появлялся Сириус, стояла неимоверная жара и в сенате наступали “каникулы”.

Длительность года составляла триста шестьдесят пять дней, куда входили двенадцать месяцев, каждый из которых был по тридцать дней. В самом конце года было пять дополнительных дней, когда проходила праздники в честь бога земли Геба и его жены Нут: Сета, Исиды, Осириса, Гора, Нефтиды (взгляните на календарь французской революции).

Как отмечалось ранее, все месяцы группировали по 4-ре, что образовывало сезоны. Жители Египта не применяли високосные дни, поэтому за 1460 лет, их новый год проходил все сезоны. Для египетских жителей это было, как если бы восход Сириуса был смещен на день по календарю каждые четыре года. Данный период так и назвали - цикл Сотиса. Когда звезда возвращалась, проводили праздник в честь Вечности.

Седьмого марта 238 года до н.э. фараон Птолемей третий Евергет (Ptolemeus Euergetes) принял попытку реформирования календаря египтян. Это событие отмечено в "Канопском Декрете", который представляет собой монолит c билингвой на египетском и греческом языках, которые говорят о введении совершенно нового календаря. Для устранения сдвига по датам, Птолемей ввел понятие года високосного. В високосный день было велено праздновать богов, которые являлись покровителями семейства Птолемеев. Данное нововведение не прижилось. Лишь после того, как победил Октавиан Августа и после того, как Египет был присоединен к Риму, начали принимать новый календарь, который был сходен с юлианским календарем. Устаревший календарь применяли параллельно еще на протяжении пары веков.

Более поздний календарь Египта имеет сходство с юлианским календарем с одним лишь исключением, что дополнительный день – 29 августа стиля юлианского. По календарю египетскому начало года – один из первых дней месяца тота – это двадцать девятое августа (в обоих календарях длительность года одинаковая – 365,25 суток).

У египетских жителей не было постоянной эры. Счет лет они вели от времени, когда на престол вступал очередной фараон. Начала года во всех этих эрах всегда начиналось первого тора (двадцать девятого августа), которое предшествовало вступлению на престол.
Месяца и дни месяца обозначали номерами. Все даты записывали примерно так:

Год первый, месяц второй сезона разлива, день пятый правления фараона (имя фараона). Правда, как отмечено в [3] произносить имя фараона запрещалось.

Все названия месяцев Египта применялись в астрономических и религиозных целях (с скобках приведены названия современные в коптском календаре):

1. Thoth

Тот

7. Phamenoth

Фаменос ( Барамхат )

2. Phaophi

Фаофи ( Бабэ )

8. Pharmuthi

Фармуси ( Бармуда )

3. Athyr

Азир ( Хатур )

9. Pachons

Пахон ( Башнас )

4. Choiak

Хояк ( Кихак )

10. Payni

Паини ( Бауна )

5. Tybi

Тиби ( Тубэ )

11. Epiphi

Эпифи ( Абиб )

6. Mechir

Мехир ( Амшир )

12. Mesore

Мезори ( Мисра )

Эпагоменай Epagomenai (Наси) (дополнительные пять дней)