Логотип "Технопарк"

   
 
http://www.tpark.ru

ТЕХНОПАРКИ

Инновационный процесс

Начало Новости О нас Ссылки Гости

 

Инновации      
 

Что такое инновационный процесс? Кажется, глупый вопрос, не правда ли? Но погодите, не смейтесь. Не говорите, что ответ давно известен, причем каждому первокурснику. На самом деле — это весьма интересный и не уж простой вопрос, каким он кажется на первый взгляд.

Но сначала я должен пояснить, почему я задался им и почему поднимаю его на сайте, посвященном организации и управлению технопарками и инкубаторами бизнеса. Последнее, кстати, понятно. Технопарки, инкубаторы — элементы инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, поэтому не мешает разобраться, а что, собственно, поддерживаем? А задался я этим вопросом потому, что, по моему скромному мнению, в проработке этого вопроса мы, россияне, довольно-таки отстаем от «дикого Запада».

Информация, которую я использую, далеко не нова, большая ее часть приходится на конец 1980-х, начало 1990 годов, собиралась она пусть и целенаправленно, но из случайных, хотя и любопытных, зарубежных источников. На научную полноту и истину в последней инстанции не претендует, но, полагаю, может послужить отправной точкой для дискуссии, кому-нибудь — да сослужит пользу.

Итак, на вопрос о том, что такое инновационный процесс ответ кажется ясным. Это процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта. Можно также сказать, что инновационный процесс – это процесс коммерциализации технологий(1). Можно сказать и по другому, но суть остается одна — инновационный процесс здесь — это линейная последовательность определенных действий. Именно такая последовательность кочует из одной российской публикации в другую, именно так и представляют себе инновационный процесс многие наши ученые и организаторы науки. Может, конечно, я не прав, но как-то не встречал другого подхода. Если он есть, давайте с ним познакомимся.

Сноска (1) — это сноска на изумительную статью Роя Росвелла, которую я нашел в журнале Technovation, в библиотеке ИНИОНа, куда меня неосмотрительно записали. Статья так и называется: «Изменение характера инновационного процесса».

Так вот, линейный подход к определению инновационного процесса Росвелл относит к 1950-ым — середине 1960-х годов, к первому поколению инновационного процесса. Вот как определяет это поколение:

«I поколение: 1955 — середина 1960-х годов. Модель, которая подталкивается технологиями (technology push-model, Качественные нашивки под заказ из жаккарда можно приобрести в магазине http://lime-m.ru. . Приобрести складной электросамокат с доставкой можно в магазине компании rusamokat.ru. ). Простой линейно-последовательный процесс с упором на роль НИОКР и отношением к рынку лишь как к потребителю результатов технологической активности производства».

Первое поколение инновационного процесса можно иллюстрировать следующей схемой:

 

Схема 1. Первое поколение инновационного процесса

Или вот такой схемой:

 

Схема 2. Первое поколение инновационного процесса

 Чаще всего в отечественных публикациях приходится встречать именно такие и им подобные схемы. То есть схемы примерно полувековой, а скоро тысячелетней, давности.

Второе поколение инновационного процесса, по Росвеллу, относится к концу 1960-х началу 1970-х годов.
«II поколение: конец 1960-х начало 1970-х годов. Та же линейно-последовательная модель, но с упором на важность рынка, на потребности которого реагируют НИОКР (need pull model)» Итак, инновационный процесс второго поколения подталкивается необходимостью – матерью всех изобретений.

За неимением лучшего, иллюстрируем его на следующей схеме:

 

Схема 4. Второе поколение инновационного процесса(2)

 Вот какое пояснение к данной схеме дает Алан Веб(3):

«Радар был изобретен на основе того факта, что присутствие самолета изменяет радиосигнал. Его изобретение было вызвано необходимостью засекать присутствие самолетов противника в воздухе. Для изобретения использовалась технология генерирования радиоволн. Был разработан новый продукт – радар, использование которого изменило мир техники и, в свою очередь, породило необходимость защиты от радара. Таким образом, была открыта технология «стелс», которая была использована для создания «самолетов-невидимок».

От себя добавим, что эта технология также изменила среду и появились новые радары, которые успешно распознают «невидимок».

«III поколение: начало 1970-х середина 1980-х годов. Сопряженная модель (coupling model). В значительной степени комбинация I и II поколений с акцентом на связи технологических способностей и возможностей с потребностями рынка».

Полагаю, что третье поколение инновационного процесса можно проиллюстрировать следующей схемой:

 

Схема 5. Третье поколение инновационного процесса. Интерактивная модель инновационного процесса (по Gardner and Rothwell, 1985)

Ну вот, мы добрались и до японских новаторов. Ибо, по Росвеллу:
«IV поколение: середина 1980-х годов – настоящее время – это японская модель передового опыта. Отличается тем, что акцентируется внимание на параллельную деятельность интегрированных групп и внешние горизонтальные и вертикальные связи». На мой взгляд, главное здесь — параллельная деятельность. Одновременная работа над идеей нескольких групп специалистов, действующих в нескольких направлениях. Это убыстряет решение задачи, ибо скорость реализации технической идеи и превращения ее в готовую продукцию в современном мире — это все!

Готовой схемы у меня в настоящее время нет, рисовать ее, честное слово, ленюсь. Лучше расскажу вам о том, как эту модель применяют в Техасе для подготовки инженеров. Это касается инновационного подхода к высшему техническому образованию, к подготовке кадров.

Как вы думаете, если спросить любого ректора любого российского технического вуза (университетами их теперь называют), кого он выпускает, то каков будет ответ? А? А подумав? Правильно, любой ректор скажет, что выпускает инженеров. А теперь прошу вас вспомнить начало своей инженерной деятельности, когда вы, как и тысячи других молодых специалистов, переступили порог НИИ или КБ, проходную предприятия. Что вам сказали старшие товарищи? Правильно, забудь все, чему тебя учили в вузе и давай-ка принимайся за работу. Не слишком преувеличу, если скажу, что молодой специалист — это птенец, который только что вылупился из гнезда и которому еще многому нужно учиться на практике.

Таким образом, подготовка просто инженера не очень-то эффективна. Думаю, что это многие понимали и понимают.

В защиту советской высшей школы скажу, что в Московском физико-техническом институте существовала описанная на страницах прессы великолепная система подготовки специалистов с привязкой их к практике, к конкретному предприятию. Может быть, она существует и сейчас. Но я не о ней. Я о техасском опыте.

Итак, в Техасском университете в Остине должность декана, профессора, создателя частного института Инноваций, творчества и капитала и т.д. и т.п. занимает почти что миллиардер, основатель фирмы Teledyne, ученый и крупный организатор американской науки русского происхождения Джордж Козмецкий.

Он также пришел к выводу о неэффективности существующей системы подготовки инженерных кадров и разработал свою систему.

Двумя словами, он решил выпускать не отдельных инженеров, а команды специалистов, полностью укомплектованные и готовые как к созданию собственной фирмы, так и к работе в крупных корпорациях.

Суть практической подготовки заключается в следующем (пример на основе реального материала):

Для практических занятий формируется группа, например, из инженеров-механиков, технологов, программистов, экономистов и т.д. Группе демонстрируется японский промышленный робот и ставится задача в сжатые сроки создать и продать нечто подобное. Пока механики работают над конструкцией, экономисты ведут маркетинг, узнают, кому из местных предпринимателей робот нужен и по какой цене.

Если конструкция не ладится, группа увозится километров за сто и живет в кемпинге полностью за свой счет. Материальный фактор, как правило, подстегивает творческое воображение и конструкция создается быстрее. В металле, разумеется на производственной базе университета, робот создается через 10-12 недель. Покупатели (реальные * Дополнительный материал: Очень выгодно приобрести фильтры для очистки воды явно не трудность. Нужно лишь обратится в специальный интернет магазин.) на него есть.
Вот так они там, в Техасе и готовят кадры.
Что же касается собственно японской модели инноваций, то у хитрых японцев есть и еще кое-что помимо «параллельного подхода», но это будет отдельный материал.

Наконец, пятое поколение инновационного процесса.
«V поколение: настоящее время — будущее. Модель стратегических сетей (strategic networking model). Стратегическая интеграция и установление связей. Отличается тем, что к параллельному процессу добавляются новые функции. Это процесс ведения НИОКР с использованием систем вычислительной техники и информатики, с помощью которых устанавливаются стратегические связи. Новаторы обмениваются электронными данными с поставщиками, партнерами и даже потребителями».

На этот счет у меня нет схемы, одни комментарии. Во-первых, маркетингом дело не заканчивается, а начинается. Маркетинг продолжается на всем пути от фундаментальных исследований до послепродажного обслуживания готовой продукции.

Может показаться, что я покусился на чистоту высокой науки. Ничуть. Пусть ученые добывают новые знания, если они того желают, но организаторы науки, государственные и деловые круги должны пристально следить, чем они там занимаются, в «башне из слоновой кости».

Вспомните, совсем недавно по нашим телеканалам шла реклама не то фирмы LG, не то Samsung. На всю страну объявлялось, что какая-то (думаю, что обе) из фирм привлекают к разработке новой продукции идеи Нобелевских лауреатов.

Еще вспомните, что знаменитую таблетку «Виагра» изобрели как попутный продукт фундаментальных исследований и в кратчайшие сроки, едва успев получить Нобелевскую премию, запустили на рынок. На здоровье!

Как ускорить процесс изобретения понятно. Для этого в нашей стране разработана прекрасная теория, технология, алгоритм, называемый ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Кто пожелает, может получить дополнительную информацию на, пожалуй, главном сайте по этому вопросу — сайте Минской школы ТРИЗ. Изобретатели, которые в данный момент бьются над решением сложной задачи, могут посетить сайт в Новосибирске и решить технические проблемы в режиме on-line. Хороший пример стратегической сети, правда?

А вот как помочь новаторам превратить свои идеи в товар, да еще конкурентоспособный на мировом рынке, да еще такой, который в любой стране мира «оторвут с руками»?

Господа/товарищи руководители федеральных, региональных и местных органов власти и управления, господа/товарищи предприниматели, господа/товарищи патриоты и космополиты!

Давайте сократим в стране количество казино, недопостроим кабаков и дискотек. Давайте организуем пару десятков реально действующих инкубаторов бизнеса (простого и инновационного), вокруг которых расцветут технопарки. Давайте вложим средства в собственных биллов гейтсов, хьюлеттов и паккардов.

Время уходит!

С уважением, А. Сенин

P.S. Начиная свой краткий опус, я, кажется, оскорбил отечественных ученых, специалистов по инновациям. Не волнуйтесь, это только кажется. Предлагаю вам еще один отечественный пассаж из книги «Экономика и бизнес» под ред. В.Д. Камаева, издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, М., 1993 год. «Инновация — процесс вложения средств в экономику, обеспечивающий научно-технических прогресс».

Кто может, пусть нарисует схему процесса вложения...

Источники: 1.Technovation V.13 Iss.1 Jan.1993 Roy Rothwell The Changing Nature of the Innovation Process
                        2.
Alan Webb Managing Innovative Projects, Chapman&Hall, 1994, p.9.
                        3. Там же

© : 1999-2000 А. Сенин. При использовании ссылка обязательна.

Вверх

 

 

Copyright © 2000 Ассоциация "Технопарк"