Логотип "Технопарк"

   
 
http://www.tpark.ru

ТЕХНОПАРКИ

Анализ услуг российских технопарков

Начало Новости О нас Ссылки Гости

 

Обмен опытом Хэнфорд, США Россия  Анализ услуг
    1-ый семинар 3-ий семинар МГУ
 

В 1997 году Ассоциацией "Технопарк" было проведено обследование 14 наиболее продвинутых технопарков России на предмет оценки характеристик, состава и объема услуг, востребованных малыми инновационными предприятиями, действующими в составе российских технопарков.

Результаты анализа полученной информации изложены в работе Шукшунов В.Е., Варюха А.М. "Услуги, оказываемые технопарками и инкубаторами бизнеса малым инновационным предприятиям", М., "Испо-Сервис", 1997.

Вниманию заинтересованных посетителей сайта предлагаются некоторые обобщенные результаты. При перепечатке, ссылка обязательна.

Малые инновационные предприятия в технопарке сопровождаются и обеспечиваются конечным множеством услуг. Полученные авторами данные свидетельствуют, что:

  • на первых трех этапах своего пребывания в технопарке ("Старт", "Подготовительный" и "Экспериментально-технологический") малое предприятие, как начинающее, располагается в инкубаторе бизнеса технопарка и пользуется его услугами;

  • на этапах "Экспериментально-производственно-коммерческий" и "Производственно-коммерческий" предприятие уже покинуло инкубатор бизнеса, работает и использует услуги собственно технопарка;

  • в конце последнего этапа ("Производственно-коммерческий") предприятие работает самостоятельно, вне среды поддержки технопарка.

Имеется ряд услуг, которые присутствуют на всех этапах пребывания фирмы в технопарке, начиная с этапа "Подготовительный". К таким услугам относятся: консультационные, кадровые, производственно-технологические, обеспечивающие рыночную реализацию изделий, их совершенствование, финансовые, офисные, социально-бытовые и другие.

Значимость, объемы и сложность услуг, необходимых инновационному предприятию-клиенту в технопарке, зависят от этапа пребывания этого предприятия в среде технопарка. Здесь лучшая программа передач россия 1 http://www.yaom.ru/tv-programm/.

Так, на этапе "Старт" основными услугами являются консультационные, помогающие малому инновационному предприятию принять решения и организовать их выполнение.

На остальных двух этапах малому инновационному предприятию, находящемуся в инкубаторе бизнеса, кроме консультационных необходимы услуги, непосредственно связанные с производством и реализацией продукции. Причем, объем таких услуг по мере роста товарной продукции нарастает.

Итак, технология отработана и изготовлены первые образцы изделия. Оценена конъюнктура рынка. Малое предприятие уже нельзя называть начинающим. Оно может самостоятельно работать в рыночной среде. Однако для обеспечения интенсивного развития, устойчивости и по другим причинам, это предприятие может остаться в технопарке, если там есть место.

Услуги на этапе "Экспериментально-производственно-коммерческий" имеют ту же номенклатуру, что и на предыдущем этапе пребывания малого предприятия в технопарке. Увеличивается лишь их объем. Здесь все более интенсивно используются маркетинговые услуги.

Нарастание потребности малого предприятия в услугах идет вплоть до последнего этапа. На последнем этапе "Производственно-коммерческий", где предприятие-клиент решает, в основном, проблемы наращивания производства и сбыта продукции, номенклатура и объемы требуемых услуг уменьшаются и становятся ориентированными на выполнение указанных работ.

Значения весовых коэффициентов, характеризующих значимость типичных услуг в деятельности технопарков

№№
п/п

Типичные услуги

Весовые коэффициенты

1

Предоставление производственных помещений

0,292

2

Офисные услуги

0,172

3

Обучение, подготовка и переподготовка кадров малых инновационных предприятий

0,161

4

Консультации

0,094

5-6

Социально-бытовые и непроизводственные услуги

0,083

5-6

Маркетинг и коммерция

0,083

7

Производственные услуги

0,080

8

Бухгалтерские услуги

0,039

Суммарные расходы на услуги малому инновационному предприятию, находящемуся в технопарке

Анализ данных, полученных в результате проведенного анкетирования, показал, что малые инновационные предприятия пользуются услугами, которые оплачиваются: частично технопарком, частично самими предприятиями, а также они (предприятия) привлекают часть финансовых средств из источников, находящихся за пределами технопарка (банки, учредители, федеральные и региональные органы власти, партнеры, в том числе и зарубежные).

Ниже в таблице приведены сведения о процентном соотношении финансовых средств (собственных, технопарка и полученных из других источников), которые используют малые инновационные предприятия на оплату услуг, оказываемых им технопарком.

Из этой таблицы следует, что технопарки не несут основные расходы на услуги, которые необходимы малым инновационным предприятиям. Основные расходы по оплате услуг несут сами фирмы.

Максимальные значения 90% ("Использование собственных средств" ) своих затрат на услуги расходуют малые инновационные предприятия технопарка "Башкортостан", 60% - Зеленоградского научно-технологического парк и 60% ("Внешние источники средств") - малые инновационные предприятия научно-технологического парк "Волга-Техника". Минимальные расходы (близкие к 0%) у малых инновационных предприятий в технопарке "Башкортостан" и научном парке "Измайлово" ("Внешние", "Зарубежные"), у малых инновационных предприятий научно-технологического парка "Волга-Техника" и другие, что, на наш взгляд, объясняется, в основном, отсутствием интереса "спонсоров" к проблемам данных технопарков.

Следует отметить, что отдельные технопарки получают значительную поддержку за- рубежных "источников". Например, Зеленоградский научно-технологический парк 10% всех своих расходов на услуги, "Технопарк-Центр" 23%. Эти технопарки имеют достаточно тесные экономические отношения с зарубежными партнерами.

Оценка среднего значения полных расходов на услуги малого инновационного предприятия.

Финансовые средства на оплату услуг

Максимальное значение, %

Среднее
значение,%

Минимальное значение,%

1. Затраты технопарка на оплату услуг

30

15,8

10

2. Использование собственных средств

90

49,8

25

3. Внешние источники

60

28,8

0

4. Зарубежные источники

23

5,5

0

Механизм выделения денег на выполнение указанных работ рекомендуется строить на следующих принципах:

  • средства, выделенные на частичную компенсацию затрат малых инновационных предприятий на оплату услуг, оказываемых технопарком, должны доходить до адресата (они носят целевой и адресный характер);

  • использование средств должно быть “прозрачным” для чего должен осуществляться мониторинг;

  • финансовую поддержку малых начинающих инновационных предприятий, направленную на частичную компенсацию их затрат за оказанные технопарком услуги целесообразно осуществлять в течение первых 2-3 лет становления малого начинающего предприятия и только в том случае, если оно имеет все ос- нования преобразоваться в “прочно стоящее на ногах” предприятие. С этой целью необходимо разработать критерии отбора малых инновационных предприятий для их финансовой поддержки. * Дополнительный материал:

Адресная помощь малым инновационным предприятиям должна быть существенной и иметь четкие временные ограничения. Её цель - обеспечить высокую динамику раз- вития малых инновационных предприятий, расположенных в инкубаторах бизнеса технопарка

Финансовые потребности российских технопарков на 1997 год

 

Требуемые финансовые средства на оплату услуг одного малого инновационного предприятия в год, (млн. руб. в ценах 1997 года)

№№
п/п

 

Показатели

 

 

Оплата услуг технопарком

Суммарные (средние) затраты на оплату услуг одного малого инновационного предприятия

 

Средние финансовые затраты на услуги одного малого инновационного предприятия в составе технопарка, в том числе на следующие виды типичных услуг:

 

 

15,5

 

 

100

1

Предоставление производственных площадей

    4,52

     29,2

2

Офисные услуги

    2,66

     17,2

3

Обучение, подготовка и переподготовка кадров малых инновационных предприятий

    2,50

      16,1

4

Консультации

    1,45

       9,4

5

Социально-бытовые и непроизводственные услуги

    1,27

       8,3

6

Маркетинг и коммерция

    1,27

       8,3

7

Производственные услуги

   1,23

       8,0

8

Бухгалтерские услуги

    0,60

       3,9

Далее

НазадВверхДалее

 

 

Copyright © 2000 Ассоциация "Технопарк"