Логотип "Технопарк"

   
 
http://www.tpark.ru

ТЕХНОПАРКИ

Технопарки России и их малые предприятия

Начало Новости О нас Ссылки Гости

 

Обмен опытом Хэнфорд, США Россия  Анализ услуг
    1-ый семинар 3-ий семинар МГУ
 

В 1998 году Ассоциацией "Технопарк" было проведено обследование 19 технопарков России, подпадающих под категории "технопарк-лидер" и "технопарк среднего уровня развития", их фирм клиентов, а также проведен опрос руководителей региональных и местных органов власти и управления России на предмет выяснения состояния и развития связей, отношений, производственной деятельности технопарков и их малых инновационных предприятий (далее, фирма-клиент).

Результаты анализа полученной информации изложены в работе Шукшунов В.Е., Варюха А.М. "Исследование взаимодействия университетских технопарков и малых инновационных предприятий (клиентов технопарков)", М., "Испо-Сервис", 1999.

Вниманию заинтересованных посетителей сайта предлагается заключительный раздел книги, в котором обобщены полученные результаты. При перепечатке, ссылка обязательна.

Мнение руководителей регионов России

1. Проведенный анализ состояния и развития связей, отношений, производственной и коммерческой деятельности технопарков и их фирм-клиентов позволил выявить степень влияния первых на развитие последних, а также получить оценки руководством технопарков хода развития и уровня деятельности назввационных предприятий, их формированию и производственной деятельности.

Фирмы клиенты положительно оценивают роль технопарков (64,2% случаев). Значительная доля (17,9%) фирм-клиентов считают, что роль технопарка в их деятельности не имеет значения и не приняли участие в оценке их роли.

Проведен анализ роли технопарков в оказании услуг своим фирмам-клиентам по следующим направлениям:

  • исследовательская деятельность;

  • производственная деятельность;

  • потребность в реализации производственных процессов;

  • маркетинг и коммерческая деятельность;

  • обеспечение внешними финансовыми источниками;

  • материально-техническое снабжение;

  • связь с клиентами;

  • связь с университетами и научными центрами; международные связи и контакты;

  • обучение и подготовка кадров;

  • улучшение стандартов качества выпускаемой

  • продукции.

Приведем краткий обзор полученных результатов.

Большинство респондентов (62,9%) положительно оценивают роль технопарка в сфере "Исследовательская деятельность", что дает основание рассматривать это как проблемную ориентацию технопарками своих фирм-клиентов на освоение инновационных проектов.

В сферах "Потребность в опытном производстве" и "Потребность в реализации производственных процессов" роль технопарка для фирм-клиентов, в основном, оценивается как не имеющая значения, или совсем не оценивается. Однако, в среднем, треть фирм-клиентов положительно оценивают ("Важно" и "Очень важно") роль технопарка в этих сферах деятельности. Это значительная величина и должна учиты- ваться технопарком при организации своей деятельности.

Положительно оценивают роль технопарков в сфере "Коммерциализация продукции" подавляющее число фирм-клиентов (87,0%). Порядка 10% фирм-клиентов считают, что для них технопарк в этой сфере не играет никакой роли. Следует отметить незначительное число респондентов, не принявших участия в оценке данной роли технопарка (только 3,1%).

Как важное мероприятие, фирмы-клиенты оценивают роль технопарка в сферах "Обеспечение внешними финансовыми источниками" (87,0%) и "Связь с клиентами" (74,6%).

Сфера "Общение с университетом и научными центрами" фирмами-клиентами оценивается весьма высоко (96,9%) Следует подчеркнуть, что в 14,5% случаях эта оценка является критичной. Это наибольшее значение показателя "Критично" из всех анализируемых видов деятельности фирм-клиентов технопарка. Следует отметить, что одним из наименьших, среди других вариантов опроса, является показатель "Не имеет значения" (1,4%).

Роль технопарка в "Организации международн44,9%, а "Критично" 8,8% фирм-клиентов.

Роль технопарка в сфере "Подготовка кадров" для фирм-клиентов являет39,9%, "Очень важн29,0%) Для 1,2% фирм-клиентов наличие подготовленных кадров является критичным. Немалая доля фирм-клиентов (18,8%) считает, что в этой сфере их деятельности роль технопарка не имеет значения.

Меньше половины фирм-клиентов роль технопарка в "Мероприятиях по улучшению стандартов качества их продукции" оценивают положительно (43,3%). Практически, большинство фирм-клиентов либо не смогли сделать оценку роли технопарка в этой сфере (30,7%), либо считают, что деятельность технопарка здесь не имеет для них значения (26,0%).

3. Наиболее распространенными организационно-правовыми формами фирм-клиентов технопарков являются ЗАО (41,6%), 000 и ТОО (в сумме 37,6%). Около пятой части фирм-клиентов технопарков имеют другие организационно-правовые формы. Такое распределение используемых организационно-правовых форм объясняется, прежде всего, экономической целесообразностью, а также влиянием увторое место среди анализируемых учредителей). Банки вообще не участвуют в учреждении, а иностранные участники составляют 0,8%. Таблички на крест! Качественное изготовление табличек на памятник в Москве недорого.

В основном фирмами-клиентами технопарков (на момент поселении в технопарк) являются сформировавшиеся малые инновационные предприятия (80,7%).Около 20% фирм-клиентов технопарка являются начинающими малыми инновационными предприятиями, и они испытывают потребность в услугах инкубатора бизнеса технопарка.

Исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время технопарки более склонны привлекать в свою среду уже сформировавшиеся фирмы-клиенты.

4. Определены факторы (показатели), позволяющие иметь четкие представления о предпочтениях, нуждах и недостатках деятельности технопарков.

Отметим наиболее существенные показатели:

  • размещение фирм-клиентов в технопарках;

  • финансирование;

  • коммерциализация продукции;

  • производственная деятельность технопарков.

4.1. Размещение фирм в технопарках.

Наиболее важными факторами, влияющими на принятие решения о размещении фирм-клиентов в технопарках, являются наличие тесных связей технопарка с университетом (вузом, научным центром), близость расположения к нему, престиж технопарка. Важным для фирм-клиентов при этом является возможность пощения для проведения деловых встреч, секретариат и охрана.

Роль технопарка в деятельности фирм-клиентов оценивается ими следующими показателями: "Важная" (80,4%) и "Очень важная" (19,3%). Имеются случаи (0,1%) отрицательной оценки такой роли технопарков.

4.2. Финансирование.

Основными источниками финансирования фирм-клиентов являются договора и использование собственных средств ("Собственная прибыль" и "Личные сбережения" - всего 56,8%).

Финансирование за счет госбюджета (второе место среди анализируемых показателей) составляет значительно меньшую часть (порядка 12%).

4.3. Коммерциализация продукции.

Анализ показал, что фирмы-клиенты технопарков из всех видов своей деятельности наиболее низкие показатели имеют в сфере коммерциализации продукции (более 60% фирм-клиентов отмечают эту сторону деятельности как слабую).

Реализация продукции, произведенной фирмами-клиентами технопарков, осуществляется, прежде всего, на местных рынках (44,6%). На втором месте (24,6%) по объемам продаж стоит международный рынок.

Основными покупателями продукции являются государственные промышленные предприятия и частный сектор (в сумме 52,7%). Зарубежные покупатели оцениваются в 11,9%, остальные - менее 10%. (Примечание А. Сенин. Это свидетельствует о не нацеленности российских технопарков, в отличие о технопарков Китая,рованной продукции. В этом видится и недоработка региональных органов власти.)

Количество конкурентов у фирмы-клиента технопарка на рынке инновационной продукции имеет четко выраженный "максимум" это два-три конкурента. Порядка 70% респондентов имеют от двух до шести конкурентов. Минимальное число конкурентов один (5,0%).

Оценка количества покупателей продукции фирм-клиентов технопарка показала, что в диапазоне 11-50 находится примерно половина таких покупателей. * Дополнительный материал:

4.4. Производственная деятельность технопарков.

Проведенный анализ показал, что у более половины фирм-клиентов технопарков основным технологическим оборудованием являются компьютерная техника и средства связи. Наличие такого количества этого технологического оборудования у фирмклиентов технопарков говорит о том, что в значительной степени их продукцией являются информационные технологии. Остальную часть оборудования фирм-клиентов составляет научное и производственное оборудование.

Фирмы-клиенты университетских технопарков, в основном, производят наукоемкую продукцию с высоким уровнем интеллектуальной составляющей. Так, оценка степени применения передовой и новейшей технологии составляет 81,9%. Продукция, не имеющая никакого инновационною характера, составляет порядка 1,3'% случаев.

5. Анализ показал, что НИОКР фирм-клиентов технопарков имеет исключительно практическую направленность. Полученные данные позволяют определить наиболее желаемые фирмами-клиентами направления таких исследовнологии, компьютеры и программные средства, средства автоматизации, электроника и биотехнология Значительную часть занимает продукция сельского хозяйства, пищевые и экологические технологии (22,6%).

7. Анализ показал, что к числу наиболее важных услуг, оказываемых фирмами-ктям, информационные технологии, электроника, программные продукты, которые суммарно составляют 29,4%. Остальные показатели услуг не превышают 10%.

8. Проанализировано состояние продукции в начале деятельности успешно работающих фирм-клиентов технопарков.

Анализ покачал, что будущая продукция фирм-клиентов представлена наиболее часто в виде готового прототипа или готовой технологии - в сумме 66,5% случаев. Продукция, готовая к тиражированию, составляет менее 10% случаев.

9. Все опрошенные субъекты Российской Федерации и города отмечают положительное влияние технопарков на их социально-экономическое развитие. Можно отметить, что с точки зрения органов власти и управления этих субъектов и городов направления деятельности технопарков являются равноценными. И, среди таких равноценных показателей, наименьшую социально-экономическую значимость, по их мнению, имеет привлечение технопарками в регион финансовых средств, а наибольшие ожидания они связывают созданием новой продукции и реализацией поддержки малых инновационных предприятий.

Руководители регионов считают, что

Вверх

  • технопарки должны активизировать работу и сконцентрировать свои усилия на важнейших направлениях поддержки малого инновационного предпринимательства, в том числе таких организационных структур, как инкубаторы бизнеса;

  • технопарки должны расширить свое влияние на сферу инновационной деятельности в регионах и содействовать созданию новых технопарков, разрабатывать соответствующие нормативно-правовые документы, в том числе и по улучшению качества отечественной продукции;

  • технопаркам целесообразно совершенствовать свою деятельность в области маркетинга и освоения экспортно-ориентированных инновационных технологий.

10. Полученные в данной работе результата могут быть полезны при оценке состояния уровней развития и деятельности малых инновационных предприятий и технопарков. Далее.

 НазадВверхДалее

 

 

Copyright © 2000 Ассоциация "Технопарк"